СЕЙЧАС&ПОТОМ’14. МИГРАЦИЯ ПАМЯТИ

ТЕМА «СЕЙЧАС&ПОТОМ’14» -  «МИГРАЦИЯ ПАМЯТИ»

Фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом’14» будет проходить со 2 по 30 апреля  2014г. в Государственном музее истории ГУЛАГа  www.gmig.ru

Память - особенное свойство человека аккумулировать прошлое, удерживать его для настоящего и будущего, преодолевая забвение. Мы предлагаем художникам исследовать  память как подвижную структуру, мигрирующую  в пространстве и во времени, от человека к человеку, от поколения к поколению, между социальными группами и народами, между городами и континентами, между виртуальным и реальным миром.

Какие качества памяти важны для нас?

·       Память как процесс, память в развитии, память в поиске.

·       Память потерянная и память возвращенная.

·       Разрывы памяти и непрерывная цепь воспоминаний.

·       Память как механизм актуализации прошлого.

·       Память автобиографическая и память коллективная.  

·       Воспоминания о том, чего никогда не было и что еще будет.

·       Память как предчувствие непредсказуемого будущего и как предтеча вечного настоящего.

·       Память как остановка времени и как прыжок во времени.

·       Память в виртуальном пространстве.

·       Место памяти и память места.

·       Память утраты и утрата памяти.

В 2014 году фестиваль «Сейчас&Потом» проходит в Государственном музее истории ГУЛАГа, в месте, аккумулирующем память о сталинской карательной системе. Область нашего специального интереса включает травматическую память: переживание и переосмысление травм истории, особенно истории ГУЛАГа.

Победители

1 МЕСТО

Клеменс Вильхельм, Германия, Петер умер, 2012 ( приз 50 т.руб.)

                                      

2 МЕСТО

Чанг-Джин Ли, США, Разыскиваются женщины для утешения, 2013 ( приз 30 т.руб.)   

 

3 МЕСТО

Бадр Эль Хаммами, Франция, Воспоминание #2, 2012 ( приз 20 т.руб.)

   

ЛУЧШЕЕ РОССИЙСКОЕ ВИДЕО

Марина Черникова, Россия, Про про это, 2013 ( приз 10 т.руб.)

                                          

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ СЕЙЧАС&ПОТОМ

Михаил Алексеенко, Украина, Пыль, 2014 ( приз 10 т.руб.)

 

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ

 

Лейла Алауи, Марокко, Переправы, 2011

 

Елена Артеменко, Россия, Комфортный протест, 2012-2013

 

Милу ван дер Мааде, Великобритания, От главы к главе, 2013

 

Даниель Пешта, Чехия, Я был рожден в твоей постели, 2012-2013

                  

Участники

 

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА 

 

   

 Лейла Алауи, Марокко, Переправы, 2012, 6:00

ПЕРЕПРАВЫ - это полиэкранный видеоарт проект, создающий полный эффект присутствия. Он исследует опыт мигрантов из Черной Африки, отправляющихся в рискованное  путешествие к столь заветным европейским берегам. Фильм ставит целью воссоздать тревожные, душераздирающие ощущения от их переправ, используя шокирующие и часто трагические истории реальных жизней людей. Это уникальный опыт, погружающий зрителя в реальность численно растущего меньшинства, лишенного основных прав человека и отчаянно борющегося за выживание.

 

Александра Артамонова, Евгения Лаптева («Нежные бабы»), Россия, Грязь, 2011, 7:00

Белое платье надевалось девушками из бедных поселений на Куршской косе в исторической Восточной Пруссии всего несколько раз - крестины, причастие, прощание с землей перед замужеством. Прощание было необходимым ритуалом, который должна была совершить каждая невеста перед тем как покинуть родной дом. В подвенечном платье и лучших украшениях они шли в овраг, бросались в медленно текущий со склона к морю грязевой поток, пытались как можно сильнее погрузиться в землю, проникнуть и прильнуть к ней. Это действие символизирует тяжесть прощания с девичеством и родной землей.

 

Елена Артеменко, Россия, Комфортный протест,  2012-2013, 3:25  

Проект представляет собой объект «набор оппозиционера». Это устройство, способное трансформироваться в многоразовый пластиковый транспарант и раскладывающийся стул. Набор прост и удобен в использовании и включает в себя все атрибуты, которые могут понадобиться во время митинга (балаклаву, зонтик, аптечку и т.д.).

 

Алек Фон Барген, Мексика, Женщины, 2013, 3:43

Видео состоит из последовательности сотен стоп-кадров. В фильме представлена женщина, снятая разными планами. Звуковая составляющая фильма передает настроение, эмоции,  диалог.  Видео становится внутренним диалогом женщины, отражением сложности человеческого существа, которое смеется, плачет, кричит и сохраняет молчание, постоянно пребывая в глубокой дискуссии со своими собственными демонами. 

 

Ристо-Пекка Блом, Финляндия, Кудрявка – маленький комочек шерсти, 2013, 5:05

В расширяющейся Вселенной, среди космического шума праздничных речей, с вечно чернеющим пятном под глазом.  «Кудрявка – маленький комочек шерсти» состоит в основном из архивных материалов, посвященных запуску в космос первой собаки Лайки в 1957 году. Настоящее имя Лайки было Кудрявка.

 

Дмитрий Булныгин, Россия, Союз-11, 2011, 4:30

Катастрофа космического корабля из кубиков сахара, не просто тающего в воде, а разлагающегося, словно живое существо. Словно империя, давшая ему свое имя, чью затянувшуюся агонию мы наблюдаем по сей день.

 

Клеменс Вильхельм, Германия, Петер умер, 2012, 14:48

Петер мертв. Зачем люди придумывают загадки? Сохраняет ли фотография память? Что значит хорошая история? Почему человека интересует жизнь незнакомца? Каким мы видим незнакомца? Это видео состоит из фотографий, которые я нашел в мусорном баке у своего дома. Квинтэссенция жизни какого-то незнакомца оказалась выброшенной на помойку. Я ощутил непреодолимое желание взглянуть на эти фотографии и разложить их по порядку. Фиктивная биография, основанная на аналоговых фотоснимках, рассказывает о жизни Петера - водителя грузовика и владельца бара из западного Берлина, которого также могли бы звать Клаус или Юрген. Почему эти фотографии выбросили? Разве Петер не заслуживает остаться в памяти? Или нам просто нужна хорошая история?

 

Диего Алехандро Гарсон, Колумбия, Шепот движения, 2013, 7:28 

Это видео представляет путь от Площади Боливар в городе Перейра (Колумбия) до площади Боливар в городке Картаго. Разбрасывание по пути маленьких комочков ваты отсылает нас к сказке «Мальчик-с-пальчик», в которой главный герой, отправившись в лес, бросал за собой на землю маленькие белые камешки, чтобы потом найти по ним дорогу домой. Здесь вместо камешков использована вата, как символ ничего не значащих воспоминаний, которые будут бесследно развеяны ветром. Автор проводит параллель между недолговечностью памяти и недолговечностью ваты, использованной, чтобы отметить путь. Это своего рода взгляд на историю Перейры, но с надеждой, что она не повторится. Так, многие люди, что уехали из этих мест в другие страны, не захотели запоминать обратную дорогу. Это видео метафорически представляет историю города Картаго, который в 1691 по ряду экономических и политических причин переместился с той территории, где сейчас находится город Перейра, на берег реки Ла Вьеха примерно в 35 км к юго-западу, где он и находится по сей день.

 

Михаил Железников, Россия, На паузе, 2012, 6:00

Это документальное видео я снял случайно, по дороге домой из Нью-Йорка. Я пробыл там всего месяц и с удовольствием остался бы еще на какое-то время, но организаторы поездки уже купили мне обратный билет, и я послушно сел в самолет, чтобы не создавать им проблем.В общем, я ждал свой стыковочный рейс в Москве — сидел в зале ожидания и снимал вид из окна: был солнечный день и мне нравилось наблюдать за происходящим внизу. И тут ко мне подсел какой-то человек и начал рассказывать о себе. Я записал его историю на диктофон и у видео появился голос.

 

Сеит Баттал Курт, Нидерланды, Пони, 2012, 2:47

В видеоработе Пони мы видим дружелюбное животное, которое пытается пригласить нас в свое место обитания – в обветшалый полуразрушенный дом.

 

Анастасия Левина, Россия, Универсальные ячейки памяти, 2014, 7:19

Я бы не хотела комментировать свою работу. Ключ к ней в названии.

 

Йохана Леклин, Финляндия, Рождественская история, 2013, 4:17

Маленькая девочка решает рассказать другим детям о том, что Санта Клауса не существует. Она срывает с Санты его бороду.

 

Чанг-Джин Ли, Разыскиваются женщины для утешения, США, 2013, 9:37

Фильм «Разыскиваются женщины для утешения» показывает воспоминания женщин, известных как «женщины для утешения», которых эксплуатировали в качестве сексуальных рабынь в Азии во время Второй Мировой войны (их было около 200 000). Японская военная система «Женщины для утешения» была организована на индустриальном уровне. Название отсылает нас к газетным объявлениям военного времени. Это видео основано на моих интервью с корейскими, китайскими, тайваньскими, индонезийскими и голландскими «женщинами для утешения», а также с одним японским солдатом.

 

 Юджин Ли, Эми  Харияма, США, 108 поклонов, 2013, 9:01

«Низкий поклон» (по-корейски «джеул») в буддизме – медитативный приём, предполагающий, что человек должен склониться до максимально низкого физически возможного положения. Даже когда человек кланяется иконе в храме, эта икона - всего лишь символ реализации наивысшего человеческого потенциала (величайших качеств человека). Балет – это форма искусства, стремящаяся к совершенству формы. Это один из самых техничных и требующих усилий жанров танца, который при этом должен выглядеть легким и непринужденным. Соединяя две формы тренировки (развитие ума и тренировку тела), это видео подводит зрителя к размышлению об идее границ и возможностей человеческого «я» и о возвышенной красоте этих занятий.

 

Стюарт Лэйтон, Великобритания, Стрижка дьявола, 2013, 6:38

Иракский парикмахер, работающий в Великобритании, рассказывает своим клиентам о своем детстве, когда он был танцором в балетной школе в Багдаде. Однажды парикмахер (Дейв) возвращается в Ирак, чтобы навестить друзей, и с тех пор его больше никто не видел. Его салон остается закрытым.

 

Милу ван дер Мааде, Великобритания, От главы к главе, 2013, 4:25

«От главы к главе» – это переделанный официальный фильм правительства Голландии о возвращении головы короля Баду Бонсу II, который был казнён голландцами в 1838 году. Голова короля Ганы была возвращена его родственникам в июле 2009. Видео обращается к теме замалчиваемых воспоминаний о колониальном насилии, и, разоблачая это современное присвоение колониальной истории, ставит вопрос о том, кому принадлежит эта история в том виде, в котором она подаётся нам. Так создаются новые воспоминания, которые формируют наше понимание той истории. Эти новые воспоминания существуют за счет колонизации знаний и раскрывают в них очередной слой злоупотребления властью.

 

Джемма  Мармалейд, Великобритания, Странные птички, 2011, 7:20

В 1957 году, во время проведения экспериментов по экстрасенсорному восприятию у животных команда ведущих парапсихологов обнаружила, что голуби способны определять сексуальную ориентацию людей посредством визуального наблюдения.  Ввиду возможных последствий этого открытия в то время, когда нечто отличное от гетеросексуальности было либо незаконным, либо осуждаемым, исследование не было опубликовано. Странные птички – это экспериментальная поли-визуальная художественная инсталляция, отвечающая на это революционное открытие с современной просвещенной точки зрения. Название – Странные птички – взято из Полари (формы жаргонного сленга, часто использовавшегося в ЛГБТ-субкультуре, особенно во времена, когда гомосексуальность считалась противозаконной). Тогда словосочетание «странная птичка» подразумевало кого-то с особенными и/или неопределенными сексуальными предпочтениями.

 

Мила Панич, Босния и Герцеговина, Наш сосед умер, 2013, 3:04

Наш сосед умер.  Во время ужина семья обсуждает событие – смерть соседа.

 

Даниель Пешта,  Чехия, Я был рожден в твоей постели, 2012-2013, 9:98

Вся концепция строится на простом принципе школьной фотографии. Два класса маленьких детей – класс девочек и класс мальчиков – стоят аккуратно выстроенными рядами, так хорошо знакомыми нам по нашим собственным фотоснимкам школьных лет. В руках дети держат черные и белые прозрачные тканевые мешки, похожие на те, в которых носят сменную обувь. Слышится громкий взрослый голос, называющий имя одного из учеников. Один за другим дети надевают мешки, которые держат в руках, себе на голову. Поразительно, как цыганские дети добровольно подчиняются этим приказам. Так реагирует один ребенок за другим, пока голова каждого из них не оказывается закрыта. Трансформация личности и толпы завершена.

 

Хавьер Плано, Аргентина, 5 действий (в коллективной памяти), 2010, 7:54

 «… прочитанные в книгах,  услышанные и выученные в школе, события прошлого выбираются, упорядочиваются и классифицируются в соответствии с потребностями и правилами…», - говорит Морис Альбвакс на страницах своей книги «Коллективная память». Исторические события порождаются личностями или группами людей,  но даже современные нам события передаются и воспринимаются как правдивые через печатное слово с гораздо большей силой и  весомостью, чем с помощью любого другого средства или способа коммуникации.  В этом видео совершённые действия приобретают новые значения, когда  они выходят за пределы  материального мира и распространяются на то, что представляет собой и символизирует измельченная , разрезанная на кусочки бумага. Недостаток  изысканности в этих действиях и их фиксация делает их жестокими, обыденными и окончательными.

 

Алона Родех, Германия, Лающие собаки не кусаются, 2012, 6:57

Видео снималось одновременно внутри и снаружи здания, во время циклического процесса, который производит впечатление автоматического и самопроизвольного: в центр пространства сверху вбрасывают дымовую шашку, и все системы защиты (сигнализация, противопожарные водораспылители, решётки) срабатывают, образуя единое слаженное действие. При этом нет ни взломщиков, ни злоумышленников, только прохожие, которые не замечают действия. Таким образом, зритель остаётся единственным свидетелем этой драмы во всей её полноте.

 

Юнг Хи Сео, Южная Корея, Песнь утопающих, 2012, 10:00

Этот проект был задуман под влиянием современных образов регулярно повторяющихся стихийных бедствий. Впечатляющее количество такого рода изображений имеет парадоксальный двойной эффект – делать тривиальной и обыденной сущность колоссальных трагедий, и в то же время усиливать тревожность относительно очередной, пока еще не произошедшей катастрофы. Используя глубоко личный подход и концентрируясь на человеческом теле в его чистом, первобытном состоянии, этот проект ставит целью создание уникального эмоционального и концептуального видения такой трагедии.

 

Вигандас Симбелис, Швеция, По стопам отца, 2013, 5:12

Художник повез своего отца Леонаса Симбелиса в Сибирь, в Иркутскую область – место, куда в свое время была выслана семья отца. Их путешествие проходило через Москву, Иркутск, озеро Байкал и область Бодайбо в июне 2012. Проехав по маршруту детства отца 60 лет спустя, посетив место, принудительно ставшее для него «домом» и другие районы, населенные депортированными литовцами, путешественники увидели условия и образ жизни переселенцев. Вместо деревень и домов они обнаружили российскую золотодобывающую промышленность и разрушенные ландшафты. Художественное исследование парадигмы миграции и резистентности было разработано в соответствии с национальной идентичностью.

 

Джоана Стиллвелл, США, Золотая рыбка, 2012, 3:24

Это видео о золотой рыбке, которая была у меня в детстве, и о попытке это детство вернуть. Этот фильм - о разнице между тем, во что мы верим и играем будучи детьми, и теми небольшими разочарованиями, которые нам приходится пережить, когда мы узнаем, как на самом деле устроен мир.

 

Саша Ткаченко, Сербия, Идеальный прокат, 2012, 5:04

В интерьере Музея современного искусства в Белграде, который годами не выполняет своего предназначения,(музей закрыт на реконструкцию на протяжении уже 6 лет) скейтер старается продемонстрировать самое важное для него – идеальный прокат. Атмосфера безвременья, царящая в пространстве «заброшенного» музея,  оказалась идеальной декорацией для несообразного действия, которое придало этой бесконечной реконструкции новый характер. Таким образом я хотел показать личные и глубокие моменты связи между молодым человеком и его навыками с забытым зданием. Это видео по сути - своего рода дань уважения зданию, шедевру архитектуры модернизма социалистической Югославии. Видео «Идеальный прокат» является частью коллекции Музея современного искусства Белграда.

 

Чайя Хертог, Нир Надлер, Нидерланды, Сбор урожая, 2013, 10:04

Аномальное явление происходит в оливковой роще, когда одно из деревьев внезапно резко встряхивает своими ветвями, тем самым провоцируя восстание. По мере того, как природный протест растет, отряд полиции собирается на местности, стараясь подавить восстание. Этот фильм вдохновлен древним трудом по сбору урожая оливок, который заключает в себе одновременно и культивацию, и агрессию.

 

 Марина Черникова, Россия, Про про это, 2013, 4:00

Нелинеарные процессы памяти позволяют нам быть сейчас и тогда, здесь и там, существовать в нескольких местах одновременно. Старые и новые технологии делают возможным перевод этих феноменов в "реальное" пространство кино и видео. Владимир Маяковский, поэт, мысливший кинематографически, его художественная практика, направленная на утверждение новой эстетики, и идеи художественного авангарда 20-х годов стали источниками вдохновения для создания этого видео. Цифровой монтаж  соединяет современные изображения улиц  Москвы, Берлина, Парижа с фрагментами из фильмов авангарда 20-х в динамичное пространство путешествия Маяковского, трагически оборвавшегося в статичном пространстве его комнаты.

 

Бадр Эль Хаммами, Франция, Воспоминание #2, 2012,6:00

Видео «Воспоминание #2» показывает около тридцати детей, стоящих на детской площадке с зеркалами в руках. Я установил камеру на штатив и попросил детей расположиться во внутреннем дворике и затем медленно двигать руками во все стороны, направляя отражение света в камеру. При выполнении финального монтажа я замедлил видео до предела, максимально сократив разницу между видео и фотографией. Отражение света в объективе камеры создает впечатление белых областей, которые то появляются, то исчезают. Это видео было снято во время мероприятий с учениками начальной школы «Мулай Рашид» в Аль Хосейма (Марокко), где я сам ходил в школу в 1980х годах.

 

Амайя Эрнандес, Испания, Память места - улица Oña 115, 2012, 3:08

Я часто думаю о площадке на улице Сан Бернардо. Много лет назад там была больница, и одна из комнат была для меня особенной. Здание снесли, и теперь на его месте зияющая необитаемая дыра. Но когда я прохожу мимо, для меня нет ничего более волнующего, чем вглядываться в это маленькое пространство, парящее в пустоте. Мы присваиваем пространство. С помощью архитектуры мы определяем, структурируем и трансформируем пустоту, превращая её в жилые пространства. Мы приспосабливаемся к ним и делаем их своими. Свет, проникающий в наши гостиные, изменяется, он медленно двигается вперед, напоминая нам о течении времени… но только когда все исчезает, оно становится головокружительным… нам нужны уловки, имитация и видимость.

 

ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

 

Моника K. Адлер, Великобритания, Непроизвольная память , 2013, 3:27

Внук узника ГУЛАГа страдает от исторической травмы, нанесенной катастрофической историей геноцида, тянущейся через несколько поколений. Коллективные эмоциональные и психологические травмы вызывают неразрешенные эмоциональные раны и депрессию. Он пытается очистить и излечить воспоминания.

 

Михаил Алексеенко, Украина, Пыль, 2014, 7:00

Режим, уничтожающий личность. Методичный монотонный труд. Звук, напоминающий лесопилку. Насилие над самим собой до полного исчезновения. Стирание человека в пыль.  Каждое произведенное действие оставляет после себя след. Исчезая, материальный объект порождает нечто большее, воспоминания, память о нем.  Основная цель работы - показать, что невозможно бесследно уничтожить человека. Пыль становиться прахом, носителем информации, памятью. 

 

Мигель Апарисио, Испания, Стражи, 2013, 7:00

Там было 32 семьи. 32 открытые двери. Этот фильм рассказывает об образе жизни одного места, о том, как он отражается в ландшафте, в домах и в именах людей.

 

Арно Бриэ, Франция, GranicaGrenze(Граница), 2013, 8:30

Видео, оживляющее в памяти  одну черту. Она была там, она исчезла, она вернулась. Затем отодвинулась, чтобы сбежать. Возрождение её ровно на период перехода. Именно на заброшенной немецко-польской границе.

 

Ольга Бутеноп, Россия, Машина воспоминаний, 2013, 23:33

Я попросила людей в интернете рассказать об их первом воспоминании из жизни. Мне было интересно собрать истории людей, которых я никогда не видела и не знала. Таким образом, я получила набор чистых визуальных образов из жизней людей. Затем, я озвучила эти воспоминания с помощью компьютерного голоса. И с помощью видеозаписи бесконечно крутящейся турбины создала образ андроидной агрегации памяти пятидесяти незнакомых людей. 

 

Питер Джинен, Бельгия, Переселение, 2011, 23:20

Появляясь на рассвете, две вершины горы Арарат, кажется, вступают в диалог друг с другом. Текст, появляющийся на экране в виде субтитров  этого диалога, основан на свидетельствах обеих сторон турецко-армянского конфликта,  с историческими, политическими, библейскими и утопическими отсылками.

 

Мария Леон, Германия, То, что я никогда тебе не говорила, 2013, 3:27

«То, что я никогда тебе не говорила» представляет собой серию мыслей, записанных на одной и той же строке. В результате получается нечитаемый текст, который даже и не текст уже, а рисунок, складывающийся из наложенных друг на друга слов: неразборчивые каракули из тех вещей, что  никогда не были сказаны. 

 

Наталия Монахова, Россия, Ритуалы, 2013, 9:57

Это видео о взаимодействии с предметами, которые перестали быть современными. Незаметно они ушли в прошлое и теперь хранятся в архиве нашей памяти. Они больше не имеют практического смысла. Но, тем не менее, эти предметы обладают психофизическим смыслом – они отсылают нас к прошлому опыту. Взаимодействуя с ними, я переживаю этот опыт. А кроме того, пытаюсь наполнить их новой ценностью, сознательно выполняя ритуалы, на которые раньше – когда я могла использовать эти предметы по назначению – я бы не обратила никакого внимания.

Двора Мораг, Израиль, И так должна рассказывать твоя дочь, 2013, 4:10

В моей видеоработе моя 94-летняя мама, сидя в своей квартире в доме престарелых, рассказывает мне и моей дочери часть истории своей жизни. Она пережила Аушвиц, и её личная история, равно как и история всей нации, заключается в нескольких предложениях.

 

Александра Пирогова, Россия, Библимлен, 2013, 9:57

Привычные пространства трактуются однозначно и мимолетно, мы часто не замечаем каких-то деталей, не впускаем возможность другого существования…

 

Марина Фоменко, Россия, Не вода, 2014, 5:00

Водное путешествие от Москвы-реки до Волги  неизбежно приводит вас в шлюзы канала им. Москвы. Ворота закрываются, вокруг поднимаются многометровые стены, и вы становитесь пленником канала.  Это заточение в ловушке шлюзов как напоминание о заключенных ГУЛАГа, построивших канал. Десятки тысяч из них погибли при строительстве. Мы не знаем сколько, потому что архивы были уничтожены в начале Великой Отечественной войны. 

 

СКАЧАТЬ КАТАЛОГ СЕЙЧАС&ПОТОМ'14 

Жюри

ТОТАРТ (Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов), Россия

Художники,  с конца 1970-х осуществляют проект "Исследование существа искусства применительно к жизни и искусству", включающий в себя перформансы, инсталляции и видеоинсталляции.

Ирина Галкова, Россия 

Историк, искусствовед, куратор, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории ГУЛАГа

Константин Гроусс, Россия

Хореограф, художник, куратор, художественный руководитель & директор проекта "Арт-Резиденция" и проекта ZERO Dance Gallery 

Филип Габриэль Пудло, Польша

Мультимедиа художник  и инженер

Наталия Смолянская, Россия

Художник, теоретик современного искусства и авангарда, доктор философии (PhD)

Видео



Галерея

Сейчас&Потом. Международный фестиваль видеоарта в Москве
Директор/куратор Марина Фоменко. Все права защищены

Яндекс.Метрика