СЕЙЧАС&ПОТОМ’22
Одиннадцатый Международный фестиваль видеоарта Сейчас&Потом будет проходить в Центре творческих индустрий Фабрика(ЦТИ Фабрика) с 14 июля по 15 августа 2022г.
18+
Тема СЕЙЧАС&ПОТОМ'22 – ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ
Открытие: 14 июля в 19.00
Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Оливье»
«Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное».
Артур Кларк «Черты будущего»
Мы не знаем пределов возможного, но однажды проснувшись, можем обнаружить себя по ту сторону рубикона, в невозможном. И тогда вдруг окажется, что вступили мы не в прекрасное грядущее полетов к звездам и городов в океане, а упали в воплощенный кошмар антиутопий великих фантастов.
«Избыток воображения встречается значительно реже, чем его недостаток», - отмечает Артур Кларк в той же книге. Нехватка воображения не может справиться с предвидением картины будущего и потому часто порождает катастрофы настоящего. Для художников этот принцип работает наоборот, и развитое воображение дает им возможность заглянуть и в настоящее, и в прошлое, и в будущее. Видеохудожники разных стран открыли для нас грани возможного и невозможного в обыденной и социальной жизни, в личных отношениях и наблюдениях за теми, кто «не люди» и живут рядом с нами, в природе и в виртуальной реальности, в воспоминаниях и возможном будущем. Они наблюдали, как проявления доброты и жестокости преодолевают барьеры возможного и невозможного, как прошлое проникает в будущее и как плетется поэтическая ткань произведения.
Художники своими работами хотели бы изменить мир к лучшему, смотрят ли они глазами поэта или изучают возможность проникновения зла. Увы, им подвластно не все, жестокость и насилие остаются спутниками нашей жизни, но пока порталы из возможного в невозможное открыты для летящего в будущее воображения, добрых чувств, любви и поэзии, мы верим в победу сил добра.
Марина Фоменко, куратор и директор фестиваля
Организаторы: Центр медиаискусства Сейчас&Потом
Соорганизатор Сейчас&Потом’22: ЦТИ Фабрика
Победители
1 место:
Вивиан Островски, Son Chant, США, 2020, 12:00
2 место:
Лука Ферри, Да, Италия, 2020, 20:00
3 место:
Паулюс Шляупа, Монах, Литва, 2021, 12:15
Специальное упоминание жюри
Пьер Виллеман, Такой маленький, но большие идеи у него в голове, Франция, 2022, 8:00
Михаил Железников, Инверсия, Россия, 2021, 8:00
Участники
Конкурсная программа
-
Группа Рой, Хлеба, Россия, 2021, 10:20
Любовь есть жизнь, которая вмещает в себя возможное и невозможное. В видео Хлеба мы рассматриваем тёмную сторону любви, которая кажется невозможной неискушенному сознанию, но в реальности оказывается более чем возможна.
-
Адриана Барбоса, Фернанда Песоа, Одинаковые/Разные/Обе/Ни одна, США, 2020, 19:00
Фернанда — бразильянка, живущая в Сан-Паулу, Адриана — мексикано-бразильянка, живущая в Лос-Анджелесе. В период самоизоляции, вдали друг от друга, они поддерживают связь посредством видео-писем, вдохновленные поэтическим видением кинематографисток-экспериментаторов, таких как Мари Менкен, Джойс Виланд, Гунвор Нельсон и Ивонн Райнер.
-
Цюньюань Ван, Контрапункт I, Германия, 2021, 4:00
Художник Цюньюань Ван создал данную работу, собрав видеоматериалы, включающие в себя записи камер наблюдения, любительские уличные кадры и документальные фильмы. В работе используются нетрадиционные методы, показывающие процесс эволюции насилия. От насилия на улицах до войны — почему люди так стремятся к насилию?
-
Пьер Виллеман, Такой маленький, но большие идеи у него в голове, Франция, 2022, 8:00
«Портрет существа, которое сопровождает меня уже несколько месяцев, в сочетании с размышлениями о состоянии мира...»
-
Йен Гиббинс, Процедуры изоляции, Австралия, 2020, 6:22
«МЫ ЗАКРЫТЫ НА НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК... СОБЛЮДАЙТЕ СОЦИАЛЬНУЮ ИЗОЛЯЦИЮ...» Пандемия миновала, но ограничительные меры не исчезают: возможно, это новая норма...
-
Эта Далия, Пепельный свет, 2022, 10:00
Двуязычный хайбун исследует неразборчивые черты вечно ускользающего главного героя. Видеопоэма сочетает минималистскую поэзию с пытливой прозой и накладывает их на различные визуальные темпоритмы. Разглядите ли вы главного героя?
-
Михаил Железников, Инверсия, Россия, 2021, 8:00
Разглядывая фотографию, купленную в антикварном магазине. Чем больше смотришь, тем больше видишь, но истинное значение снимка ускользает.
-
Лилия Ли-Ми-Ян, Катерина Садовски, A000000000001000AA011, Россия, 2021, 9:00
Проект состоит из трёх видеороликов с CGI-графикой и 3D. Это шесть экранов с разными персонажами, которые уже не просто люди, а люди будущего (пост-человек). С помощью графики CGI и 3D, персонажи видео оснащены специальными имплантатами и дополнительной системой органов, которая позволяет им выживать в современном мире, где произошло множество экологических катастроф, мощные выбросы CO2 в атмосферу привели к глобальному потеплению, вирусы разрушили обычный биологический организм, и он вынужден приспосабливаться к современным условиям. 3D-органы двигаются и пульсируют вместе с человеком, реагируя на эмоциональное и физическое состояние.
-
Люсия Маландро, Д. Сауседо, Пример #35, Куба, 2022, 6:00
Изображения, хранящиеся в судебных архивах Кубы, содержат самый тщательно охраняемый секрет острова — альтернативную историю, в которой есть место нонконформистам, маргиналам и диссидентам.
-
Илья Мартынов, SOS, Россия, 2021, 4:14
Проект представляет собой гибрид мокьюментари и классического сайнс-арта и манифестирует новое направление — мокьюмедиаарт. Видео основано на спекулятивной расшифровке жестового языка птиц и его переводе на человеческии?. В качестве исходных данных для исследования брались передвижения воробьёв и синиц, записанные на веб-камеру зоопарка. Проанализировав повторяющиеся движения при помощи AI Remove.bg, было отобрано 28 позиции?. Каждой позе был присвоен индивидуальныи? звуковои? сигнал и символ, которые соответствуют буквам кхмерского алфавита, относящемуся к группе тоновых языков. Тон букв соответствует сигнальной системе, созданной по аналогу азбуки Морзе. Проект проливает свет на противоречивую диалектику: как люди могут сочувствовать не-людям, если мы не начнём разрабатывать новые языки?
-
Вивиан Островски, Ее песня, США, 2020, 12:00
«Перебирая свою коллекцию DV-кассет, собранную за последние десять лет, я заново открыла для себя забытые кадры, на которых Шанталь Акерман и Соня Видер-Атертон вечером выходят из небольшого ресторанчика на Монпарнасе, где мы вместе ужинали. Этот отрывок врезался мне в память, и побудил меня обратить внимание на работу над звуком, которую Шанталь проделала в своих фильмах в тесном сотрудничестве с виолончелисткой Соней Видер-Атертон. Они совместно работали больше чем над двадцатью фильмами».
-
Лизи Прада, Крылатая (шесть прочтений), Испания, 2021, 14:31
«Кто из нас не мечтал стать птицей, иметь крылья, уметь летать? Мои съемки птиц в разных странах в период с 2010 по 2021 год и несколько очень коротких перформансов образуют попытку выразить это желание и напомнить нам, что люди произошли от птиц. В попытке найти лирическое и ритмическое решение, кадры положены на музыкальную композицию Six Gazes из Obra Integral para Piano Эдуардо Переса Маседы в исполнении Дункана Гиффорда». ЧАСТИ: 1. Bizarre · Уроки соблазнения. 2. Charme · Попытка полета. 3. Ossesivo · Учимся быть птицей. 5. Fluente · Летняя трель. 6. Fugace · Мимолётность. 4. Capriccioso · Синица в руке... [... лучше, чем журавль в небе].
-
Данте Рустав, Вторжение, Узбекистан, 2020, 14:53
У каждого общества свой ритм жизни, который формируется годами соблюдения порядков и традиций, но даже самое незначительное вмешательство в эту рутину может изменить общество.
-
Хироя Сакурай, Поток ХI, Япония, 2020, 7:50
«В искусственных водотоках рисовых полей природа воды должна следовать созданным человеком правилам. Таким образом, природа становится абстрактной, порождая новую форму красоты, отличную от естественного состояния. Тема этой работы — живость воды, с которой она следует искусственному руслу. В 11-м эпизоде «Потока» я рассматриваю вопрос о том, зачем создаются водные потоки. Вода, текущая по водотокам, необходима для выращивания сельскохозяйственных культур. Эта продукция производится в основном для потребления человеком, продается и распределяется на рынке, а прибыль позволяет вырастить новый урожай. Именно экономика и распределение товаров создают поток воды, который циркулирует в обществе через транспортные и информационные сети».
-
Паулюс Сляупа, Монах, Литва, 2021, 12:15
«Монах» в поэтической форме рассказывает об изменении отношений человека с природой, о последствиях этих изменений для повседневной жизни и о чувстве потери и отчуждения, которое при этом возникает на уровне личности.
-
Лука Ферри, Да, Италия, 2020, 20:00
Мужчина средних лет в своей гостиной наблюдает за созданием космоса через галерею энциклопедических изображений, на которых никак не проявляется человек, за исключением некоторых его работ, руин или продуктов деятельности. Мужчина засыпает, убаюканный рекламным роликом с женщиной, и попадает в ужасный кошмар, где наблюдает охоту на белых медведей. Параллельно звучат два произведения современной музыки композитора Дарио Агацци и текст, навеянный детскими воспоминаниями режиссёра, связанными с темой суицида, предлагая нам «один раз написать, два раза стереть».
-
Вирджиния Элеутери Серпиери, Сказка воды, Италия, 2021, 7:00
«Рим, 12 июля 1998 года. Моя мать Тереза приходит на Мульвиев моста, дожидается рассвета и прыгает в реку Тибр. С этого момента мой город больше не будет для меня прежним. Сегодня я решил лечь на дно реки и послушать шум воды. Ребенок в животе матери еще не видит, но, как напоминает нам Рэймонд Мюррей Шафер в своей книге "Звуковой ландшафт", уже слышит "бормотание" воды, "океан наших предков", на который "настроено ухо плода, превращающегося в свою собственную амниотическую жидкость"».
Внеконкурсная программа
-
Кристина Амиран, Халил Шариф, Экспоненты, Бразилия, 3:47, 2021
Посредством различных языков, данная экспериментальная работа использует звуковую и визуальную поэзию, представляя изображения и нелинейный поток слов в контексте экспоненциальных уравнений, комплексно используя слово, его значение и звучание.
-
Дебжит Багчи, Home.MOV, Индия, 2020, 2:24
Экспериментальный короткометражный фильм посвящён исповеди пустой квартиры во время вспышки COVID-19 в Индии.
-
Анна Бутенко, Родина, Россия, 2021, 5:47
«Видео снято летом 2021 года в предчувствии того, как идеология, медленно завладевающая страной, становится угрозой любви и связи с моей малой русской родиной. В этом видео я беру горстями почву с подмосковной земли, которую приобрёл мой прадед в качестве первого поселенца в начале 20 столетия, на которой с тех пор жили все поколения моей семьи, и втираю её в тело, в лицо и глаза, чтобы восстановить связь с моими корнями и силами предков, в попытке выйти за пределы возможного в пространство веры и надежды».
-
Анудж Малхотра, Смятение, Индия, 2020, 3:00
Фильм демонстрирует квинтэссенцию нынешней крайне нестабильной обстановки в Индии. Кажется, что нация как коллектив переступила определенный порог и возврат уже невозможен. Посреди всего происходящего режиссер задается вопросом о характере своего собственного участия в протестах, особенно в контексте удивительной апатии среднего класса, в которой воспитывались люди, такие как он сам, столкнувшиеся с исторической возможностью принять в чём-то участие.
-
Пабло-Мартин Кордоба, Сущность, Франция, 2021, 7:52
Пожилая женщина рассказывает, как потеряла особенно ценную для неё фотографию. Её рассказ прерывается отвлеченными фразами Аристотеля о вступлении хора в античной трагедии. Таким образом, возникает диалог, порой загадочный, который, кажется, устанавливает связь между современной историей и историей XX века. Декорацией для этого диалога служат аэрофотоснимки виртуального Парижа, на которых, тем не менее, видны вполне реальные центры обработки данных, скрытые архитектурой, имитирующей их в городском ландшафте. Регистр слов сталкивается с визуальным, проецируя смысл на наши технологии работы с изображениями и указывая на идею «облака» как на современный миф.
-
Анита Кремм, Отчет по Ивангороду 3 марта 2022, Эстония, 2022, 9:56
3 марта 2022 года я пересекла эстонско-российскую границу в приграничном российском городе Ивангород и спрашивала всех встречных, хотели бы они оказаться на другой стороне».
-
Данила Липатов, Комнатные собачки, Германия, 2021, 8:00
Переосмысление идей Федора Достоевского о русском нигилизме через фрагменты романа «Бесы» и сцен из перестроечного кино, изображающих физическую и политическую апатию в домашней обстановке.
-
Стюарт Паунд, Потерянные фотоны, Великобритания, 2020, 4:14
Клип из культового научно-фантастического фильма «Матрица» 1999 года превращается в гораздо более старый немой фильм с фортепианным аккомпанементом, вновь увиденный в своём собственном далёком будущем или даже там, где время уже не имеет значения. Двое влюбленных меняют роли и даже пол в смутном кинематографическом пространстве, которое их вмещает.
-
Камен Стоянов, Я убью тебя, Австрия, 2019, 3:00
Можно ли убить угрозу? В начале видео художник ходит туда-сюда по заброшенной парковке в Лос-Анджелесе. Этот процесс символизирует движение из настоящего в прошлое, а затем обратно в настоящее. Художник: «Пять лет назад я поехал на заброшенную парковку на бульваре Вест Олимпик в Беверли-Хиллз. Я нашёл лист бумаги в будке охраны. Он показался мне страшным, но интересным. Я взял его, хотя и не знал, что с ним делать. Теперь я знаю». Во второй части видео художник буквально пытается застрелить, убить послание на листе: «Я тебя убью».
-
Лаура Фокараццо, Неизвестная территория, Аргентина, 2019, 3:36
«Каждая демаркация предполагает установление того, что она определяет и того, что выходит за её пределы. "Неопределенная территория" позволяет нам задуматься о том, как мы относимся к природе. Охотник и добыча — откуда нам знать, кто из них жертва? В процессе создания саундтрека мои полевые записи были переработаны саунд-художником Саймоном Уэтхэмом».
-
Эми Хендрикс, Ди Мабуйя, Молоко матери, ЮАР, 2021, 4:50
Диктор и автор оригинальной устной речи в фильме — D_BYTHELETTER. «Молоко матери» — это страница из трогательного дневника Правды выжившей и воспевание культурной алхимии женщин народа Кшоса. Обескураживающее довольство матери, закоренелый гнев бабушки и чествование Силы Воли дочери.
-
Таня Сушенкова, Катя Рефеншталь, Диана Галимзянова, Настя Масловская, Ариша Андреева, Надеюсь, что нет, 2020, 2:00
Короткометражный мультфильм от арт-группы «Передвижницы» с героиней, сыгранной Катушкой Ниток, на тему нежелательных уличных подкатов. Основан на реальных систематических случаях из наших жизней.
-
Янн Шапотель, Внутри, Испания, 2021, 5:00
«"Внутри" разворачивает мозаику из окон здания, которое я регулярно снимал из окна своего дома. Вдоль той границы, где интерьер открывается наружу, множество моментов повседневной жизни сталкиваются и взаимодействуют друг с другом, образуя хореографическую фреску из простых жестов».
Жюри
Спасибо уважаемому жюри:
-
Ирина Горлова, зав. отделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи
-
Алина Федорович, главный хранитель Международного Культурного Фонда BREUS Foundation
-
Ася Филиппова, директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
|