Art Uzel continues to publish the interviews with curators in galleries and beyond. Today, we talked with Marina Fomenko, artist and independent curator, who has been organizing International Video Art Festival "Now & After".
http://artuzel.com/ru/content/внеинституциональный-проект-международный-фестиваль-видеоарта-«сейчаспотом»
Внеинституциональный проект: Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом»
Art Узел продолжает публикацию цикла интервью, посвященного кураторам в галереях и за их пределами. Сегодня мы поговорили с Мариной Фоменко - организатором Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом».
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» образован в 2011 году. Основная задача фестиваля состоит в поддержке, развитии и презентации видеоарта, в создании возможности как для молодых, так и для состоявшихся художников из России и со всего мира показать свои работы широкой аудитории. В течение нескольких недель программа фестиваля показывается как единая многоканальная видеоинсталляция. Помимо общего показа, каждый день проводится презентация очередной работы программы – она показывается как видеоинсталляция «Видео сейчас». В 2011 - 2013 гг. «Сейчас&Потом» проводился в Московском музее современного искусства. Фестиваль сотрудничает с региональными музеями и галереями, организациями в области культуры и зарубежными партнерами, представляя свои программы и в формате выставок, и как показы.
Марина Фоменко, художник и куратор, родилась в Москве, окончила Московский технический университет связи и информатики, выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские». Персональные выставки в Москве и Самаре. Участница многочисленных выставок и фестивалей. Номинант One Minutes Award 2012, Нидерланды; номинант Премии Кандинского 2010 г. и 2011г. Куратор проектов. Организатор Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом».
Почему вне институций?
- Я никогда не работала ни в музее, ни в галерее, поэтому мои проекты внеинституциональные. Видно, это моя доля – быть независимым куратором.
Вести самостоятельный проект требует вложения времени, сил и денег – откуда ты все это берешь?
- Время и силы – это мои личные ресурсы, которыми я делюсь, а с деньгами всегда сложно: надо искать спонсоров, ведь, как минимум, нужно создать призовой фонд фестиваля и выпустить каталог.
Несмотря на то, что в искусстве «все уже было», все мы надеемся, что некоммерческие проекты, вроде твоего, могут оказаться этаким «передовым подпольем» и открыть что-то новое. Что думаешь об этом?
- Вполне возможно. Во всяком случае, мы каждый год открываем для себя новых интересных видеохудожников из разных стран.
Российский зритель недружелюбно относится к современному искусству. Своими проектами ты как-то пытаетешься повлиять на отношения искусства и общества? Если да, то, каким именно образом?
- Чем больше проектов, новых и разных, тем быстрее наши зрители адаптируются к современному искусству. Мне кажется, что ежегодный показ видеоработ художников со всего мира вносит свой вклад в этот процесс. Надеюсь, со временем посещение фестиваля видеоарта станет обычной формой культурного досуга.
Как куратор, по какому принципу ты отбираешь участников, или есть какая-то команда, с которой ты работаешь постоянно?
- Фестиваль «Сейчас&Потом» организован по принципу Open Call, открытого приема заявок. Мы получаем сотни заявок (в этом году 849 заявок из 60 стран), из них выбираются работы, авторы которых и становятся участниками фестиваля. Конечно, эти работы должны быть хорошими, а лучше очень хорошими!
Расскажи, как ты реализуешь проект в регионах?
- «Сейчас&Потом» - проект международный. Фестиваль уже побывал во многих российских городах, и на зарубежных площадках. Например, в результате сотрудничества «Сейчас&Потом» с Приволжским филиалом ГЦСИ, в Самаре и в Кирове была показана полная программа фестиваля в его аутентичном формате: как единая многоканальная видеоинсталляция в пространстве музея/галереи. И это было ничуть не хуже, чем в Москве или в Милане. Программы фестиваля показывались в Санкт-Петербурге, Калуге, Красноярске, а также в Греции, Украине, Японии, Италии, США, и эта работа продолжается.
Что первостепенно быть куратором или художником, или одно с другим вообще не связано?
- Я выступаю с позиции обеих сторон, и мне вообще их сложно разделить, но все-таки у художника – свои задачи, у куратора – свои. А если не будет художников, то и кураторы не будут нужны.
Есть еще что-то, о чем хотелось бы поговорить? Может быть самый банальный вопрос – творческие планы?
- Ближайшие планы фестиваля связаны с развитием программы сотрудничества, например, осенью планируется показы в Украине и в Перу. Как художник я тоже готовлюсь к осенним проектам: участию в спец. проекте 5 Московской биеннале современного искусства и к выставке в Львове. Потом наступит 2014 год, и придет время «Сейчас&Потом’14», уже в четвертый раз. |