Интервью Марины Фоменко Foto&Video

06/03/2015
С 11 марта по 12 апреля 2015 года в Центре творческих индустрий «Фабрика» (Москва) пройдет выставка видеоарта «Функция напоминания». Ее куратором выступила Марина Фоменко, художник и куратор, основатель Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом». 
 
Марина, 11 марта на «Фабрике» стартует групповая выставка «Функция напоминания», в которой участвуют художники из России, Швеции, Греции и США. Чем обусловлен выбор авторов из столь разных стран? 
С 11 марта по 12 апреля 2015 года в Центре творческих индустрий «Фабрика» (Москва) пройдет выставка видеоарта «Функция напоминания». Ее куратором выступила Марина Фоменко, художник и куратор, основатель Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом». 
 
Марина, 11 марта на «Фабрике» стартует групповая выставка «Функция напоминания», в которой участвуют художники из России, Швеции, Греции и США. Чем обусловлен выбор авторов из столь разных стран? 
 С 11 марта по 12 апреля 2015 года в Центре творческих индустрий «Фабрика» (Москва) пройдет выставка видеоарта «Функция напоминания». Ее куратором выступила Марина Фоменко, художник и куратор, основатель Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом». 
 
Марина, 11 марта на «Фабрике» стартует групповая выставка «Функция напоминания», в которой участвуют художники из России, Швеции, Греции и США. Чем обусловлен выбор авторов из столь разных стран? 

http://www.foto-video.ru/art/interview/66940/

Просто работы художников, которые, как оказалось, живут в этих городах (в проекте участвуют художники из Москвы, Самары и С.-Петербурга) и странах, были мне очень интересны в контексте проекта «Функция напоминания». 

В чем главная идея этого проекта? Показать, что портрет можно представить и через видео? 
«Функция напоминания» — о памяти и воплощении ее в портрете. Портрет представляет образ личности и продлевает память. Имея перед глазами портрет, вы не сможете забыть. Одна из инкарнаций традиционного и неизменно притягательного жанра портрета — создание его с помощью видео. Художники, участвующие в выставке, для своих портретов/автопортретов используют возможности видеокамеры, в первую очередь возможность развития во времени. Они создают образы с помощью перформансов, как, например, Виктория Илюшкина и Майя Попова в своей работе «Двойник» или Шен Вей в видео «Пузырь». Ведут диалог с искусством, как Марина Руденко в видео «Inter View», или обращаются к литературному персонажу, как Юла Пападопулу в «Офелия х2». 
 
Проект откроется в зале Оливье на «Фабрике». Выбор площадки, интерьер, свет концептуально важен для выставки видеоарта? Или для просмотра видео обстановка не существенна? 
Площадка для показа очень важна. Зал Оливье ЦТИ «Фабрика» — это пространство современного искусства со своими особенностями, которые делают его неповторимым и очень интересным для показа видео. И обстановка, и свет (или его отсутствие) — все важно для восприятия видеоработ. 
 
Как давно вы работаете в сфере видеоарта? И как вообще происходит процесс превращения видео в произведение искусства? 
Я занимаюсь видео, и не только видео, около десяти лет, с тех пор, как окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства. Не могу вам сказать, как происходит процесс превращения в произведение искусства, и вряд ли это кто-то знает. 
 
Вы всегда носите с собой камеру или заранее придумываете тему, ищите героев, место, время? Видео приходится дорабатывать, монтировать? Или можно в чистом виде показать отснятое? 
Все, что вы перечислили, имеет непосредственное отношение к работе видеохудожника. Я ношу с собой видеокамеру. Например, моя работа «Соло», которая будет показана на выставке «Функция напоминания», появилась благодаря тому, что, идя на концерт, я, как всегда, взяла с собой камеру и сняла уникальный процесс «проживания» музыкального произведения талантливым исполнителем. А вообще здесь нет никаких правил: иногда художник снимает случайный сюжет, и сразу получается готовая работа. Для кого-то важно сделать постановочное видео. Иногда это работа с видеоматериалом за компьютером, многодневная и кропотливая. 
 
Вы как организатор и Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» можете выделить те страны, где зритель видеоарт любит, ждет, активно посещает выставки и главное, в какой стране видеоарт проекты очень высокого уровня? 
Здесь есть прямая зависимость между общим культурным уровнем населения и посещаемостью выставок, в том числе и видеоарта. Чем выше этот уровень, тем восприимчивее и терпимее зрители, тем охотнее они посещают выставки. Тем больше в таких странах поддерживают художников, давая им возможность создавать свои работы в самых разных жанрах. 
 
А какая тема фестиваля в этом году и что ждет зрителя: новые технологии и подходы к созданию проектов; неожиданные образы или, может, участники из самых дальних уголков мира? 
Тема «Сейчас&Потом’15» — «Пространство, которое мы выбираем». В этом году фестиваль будет проходить с 21 апреля по 21 июня в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, в уникальном пространстве флигеля «Руина». На всех трех этажах будут показываться работы участников фестиваля как единая многоканальная видеоинсталляция. В этом году мы получили 1046 заявок от художников из 67 стран от Австралии до Южной Америки. Как всегда, много интересных и талантливых работ. Состав участников окончательно еще не определен, отборочная комиссия продолжает свою работу, внимательно отсматривая все полученные видео. Мы также покажем программы гостей «Сейчас&Потом’15»: фестивалей из Германии, Испании, Перу, Аргентины и др. Будут встречи с участниками и гостями, перформансы, обсуждения. 
 
Что нового, может быть, полезного посетители смогут для себя понять, придя на ваши выставки? Видеоарт — это же не фото, не живопись или даже инсталляция, тут нужен особый подход к пониманию и погружению в тему. 
Ваш вопрос заключает в себе ответ: видео — это не фото и не живопись, создающие статичные изображения. Работы видеохудожников имеют, кроме пространственного, еще и временное измерение. Зрители на выставке видеоарта получают возможность общения с художником через его произведение именно во временных координатах. Это пространство расширенного диалога с художником, длящегося, если его/ее работа вас захватила, сколь угодно долгое время.
Просто работы художников, которые, как оказалось, живут в этих городах (в проекте участвуют художники из Москвы, Самары и С.-Петербурга) и странах, были мне очень интересны в контексте проекта «Функция напоминания». 
 
В чем главная идея этого проекта? Показать, что портрет можно представить и через видео? 
«Функция напоминания» — о памяти и воплощении ее в портрете. Портрет представляет образ личности и продлевает память. Имея перед глазами портрет, вы не сможете забыть. Одна из инкарнаций традиционного и неизменно притягательного жанра портрета — создание его с помощью видео. Художники, участвующие в выставке, для своих портретов/автопортретов используют возможности видеокамеры, в первую очередь возможность развития во времени. Они создают образы с помощью перформансов, как, например, Виктория Илюшкина и Майя Попова в своей работе «Двойник» или Шен Вей в видео «Пузырь». Ведут диалог с искусством, как Марина Руденко в видео «Inter View», или обращаются к литературному персонажу, как Юла Пападопулу в «Офелия х2». 
 
Проект откроется в зале Оливье на «Фабрике». Выбор площадки, интерьер, свет концептуально важен для выставки видеоарта? Или для просмотра видео обстановка не существенна? 
Площадка для показа очень важна. Зал Оливье ЦТИ «Фабрика» — это пространство современного искусства со своими особенностями, которые делают его неповторимым и очень интересным для показа видео. И обстановка, и свет (или его отсутствие) — все важно для восприятия видеоработ. 
 
Как давно вы работаете в сфере видеоарта? И как вообще происходит процесс превращения видео в произведение искусства? 
Я занимаюсь видео, и не только видео, около десяти лет, с тех пор, как окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства. Не могу вам сказать, как происходит процесс превращения в произведение искусства, и вряд ли это кто-то знает. 
 
Вы всегда носите с собой камеру или заранее придумываете тему, ищите героев, место, время? Видео приходится дорабатывать, монтировать? Или можно в чистом виде показать отснятое? 
Все, что вы перечислили, имеет непосредственное отношение к работе видеохудожника. Я ношу с собой видеокамеру. Например, моя работа «Соло», которая будет показана на выставке «Функция напоминания», появилась благодаря тому, что, идя на концерт, я, как всегда, взяла с собой камеру и сняла уникальный процесс «проживания» музыкального произведения талантливым исполнителем. А вообще здесь нет никаких правил: иногда художник снимает случайный сюжет, и сразу получается готовая работа. Для кого-то важно сделать постановочное видео. Иногда это работа с видеоматериалом за компьютером, многодневная и кропотливая. 
 
Вы как организатор и Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» можете выделить те страны, где зритель видеоарт любит, ждет, активно посещает выставки и главное, в какой стране видеоарт проекты очень высокого уровня? 
Здесь есть прямая зависимость между общим культурным уровнем населения и посещаемостью выставок, в том числе и видеоарта. Чем выше этот уровень, тем восприимчивее и терпимее зрители, тем охотнее они посещают выставки. Тем больше в таких странах поддерживают художников, давая им возможность создавать свои работы в самых разных жанрах. 
 
А какая тема фестиваля в этом году и что ждет зрителя: новые технологии и подходы к созданию проектов; неожиданные образы или, может, участники из самых дальних уголков мира? 
Тема «Сейчас&Потом’15» — «Пространство, которое мы выбираем». В этом году фестиваль будет проходить с 21 апреля по 21 июня в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, в уникальном пространстве флигеля «Руина». На всех трех этажах будут показываться работы участников фестиваля как единая многоканальная видеоинсталляция. В этом году мы получили 1046 заявок от художников из 67 стран от Австралии до Южной Америки. Как всегда, много интересных и талантливых работ. Состав участников окончательно еще не определен, отборочная комиссия продолжает свою работу, внимательно отсматривая все полученные видео. Мы также покажем программы гостей «Сейчас&Потом’15»: фестивалей из Германии, Испании, Перу, Аргентины и др. Будут встречи с участниками и гостями, перформансы, обсуждения. 
 
Что нового, может быть, полезного посетители смогут для себя понять, придя на ваши выставки? Видеоарт — это же не фото, не живопись или даже инсталляция, тут нужен особый подход к пониманию и погружению в тему. 
Ваш вопрос заключает в себе ответ: видео — это не фото и не живопись, создающие статичные изображения. Работы видеохудожников имеют, кроме пространственного, еще и временное измерение. Зрители на выставке видеоарта получают возможность общения с художником через его произведение именно во временных координатах. Это пространство расширенного диалога с художником, длящегося, если его/ее работа вас захватила, сколь угодно долгое время.

Сейчас&Потом. Международный фестиваль видеоарта в Москве
Директор/куратор Марина Фоменко. Все права защищены

Яндекс.Метрика