Внеинституциональный проект: Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом».
http://artuzel.com/ru/content/внеинституциональный-проект-международный-фестиваль-видеоарта-«сейчаспотом»
Art Узел продолжает публикацию цикла интервью, посвященного кураторам в галереях и за их пределами. Сегодня мы поговорили с Мариной Фоменко - организатором Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом».
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» образован в 2011 году. Основная задача фестиваля состоит в поддержке, развитии и презентации видеоарта, в создании возможности как для молодых, так и для состоявшихся художников из России и со всего мира показать свои работы широкой аудитории. В течение нескольких недель программа фестиваля показывается как единая многоканальная видеоинсталляция. Помимо общего показа, каждый день проводится презентация очередной работы программы – она показывается как видеоинсталляция «Видео сейчас». В 2011 - 2013 гг. «Сейчас&Потом» проводился в Московском музее современного искусства. Фестиваль сотрудничает с региональными музеями и галереями, организациями в области культуры и зарубежными партнерами, представляя свои программы и в формате выставок, и как показы.
Марина Фоменко, художник и куратор, родилась в Москве, окончила Московский технический университет связи и информатики, выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские». Персональные выставки в Москве и Самаре. Участница многочисленных выставок и фестивалей. Номинант One Minutes Award 2012, Нидерланды; номинант Премии Кандинского 2010 г. и 2011г. Куратор проектов. Организатор Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом».
Почему вне институций?
- Я никогда не работала ни в музее, ни в галерее, поэтому мои проекты внеинституциональные. Видно, это моя доля – быть независимым куратором.
Вести самостоятельный проект требует вложения времени, сил и денег – откуда ты все это берешь?
- Время и силы – это мои личные ресурсы, которыми я делюсь, а с деньгами всегда сложно: надо искать спонсоров, ведь, как минимум, нужно создать призовой фонд фестиваля и выпустить каталог.
Несмотря на то, что в искусстве «все уже было», все мы надеемся, что некоммерческие проекты, вроде твоего, могут оказаться этаким «передовым подпольем» и открыть что-то новое. Что думаешь об этом?
- Вполне возможно. Во всяком случае, мы каждый год открываем для себя новых интересных видеохудожников из разных стран.
Российский зритель недружелюбно относится к современному искусству. Своими проектами ты как-то пытаетешься повлиять на отношения искусства и общества? Если да, то, каким именно образом?
- Чем больше проектов, новых и разных, тем быстрее наши зрители адаптируются к современному искусству. Мне кажется, что ежегодный показ видеоработ художников со всего мира вносит свой вклад в этот процесс. Надеюсь, со временем посещение фестиваля видеоарта станет обычной формой культурного досуга.
Как куратор, по какому принципу ты отбираешь участников, или есть какая-то команда, с которой ты работаешь постоянно?
- Фестиваль «Сейчас&Потом» организован по принципу Open Call, открытого приема заявок. Мы получаем сотни заявок (в этом году 849 заявок из 60 стран), из них выбираются работы, авторы которых и становятся участниками фестиваля. Конечно, эти работы должны быть хорошими, а лучше очень хорошими!
Расскажи, как ты реализуешь проект в регионах?
- «Сейчас&Потом» - проект международный. Фестиваль уже побывал во многих российских городах, и на зарубежных площадках. Например, в результате сотрудничества «Сейчас&Потом» с Приволжским филиалом ГЦСИ, в Самаре и в Кирове была показана полная программа фестиваля в его аутентичном формате: как единая многоканальная видеоинсталляция в пространстве музея/галереи. И это было ничуть не хуже, чем в Москве или в Милане. Программы фестиваля показывались в Санкт-Петербурге, Калуге, Красноярске, а также в Греции, Украине, Японии, Италии, США, и эта работа продолжается.
Что первостепенно быть куратором или художником, или одно с другим вообще не связано?
- Я выступаю с позиции обеих сторон, и мне вообще их сложно разделить, но все-таки у художника – свои задачи, у куратора – свои. А если не будет художников, то и кураторы не будут нужны.
Есть еще что-то, о чем хотелось бы поговорить? Может быть самый банальный вопрос – творческие планы?
- Ближайшие планы фестиваля связаны с развитием программы сотрудничества, например, осенью планируется показы в Украине и в Перу. Как художник я тоже готовлюсь к осенним проектам: участию в спец. проекте 5 Московской биеннале современного искусства и к выставке в Львове. Потом наступит 2014 год, и придет время «Сейчас&Потом’14», уже в четвертый раз.
|