«11 марта в ЦТИ "Фабрика" стартует выставка видеоарта "Функция напоминания". В проекте примут участие работы медиахудожников из США, Греции, Швеции и России. Выставка плавно перетекает в международный фестиваль видеоарта "Сейчас&Потом’15", который в нынешнем году отметит свое пятилетие. Он пройдет в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева с 21 апреля по 21 июня. В преддверии этих событий Дни.Ру пообщались с куратором, организатором Центра медиаискусства "Сейчас&Потом" и идейным вдохновителем обоих видеоарт-проектов, художником Мариной Фоменко.»
http://www.dni.ru/culture/2015/3/3/296653.html
Как Вы отбирали художников для этой выставки, что было в приоритете?
Выставка связана с памятью и воплощением ее в портрете с помощью видеокамеры. При создании портретов или автопортретов художники используют возможности, которые им дает видеокамера: развитие во времени, звук, движущееся изображение, возможность рассказа, перформанса. Мне был интересен разный подход художников к теме, независимо от страны проживания: от "классического" видеопортрета "Серега" самарского художника Романа Коржова до обобщенного женского образа, концентрирующего время, в работе "На волоске" Наташи Данберг из Швеции.
Сложно ли нашим видеохудожникам вписаться в международный контекст? Наш видеоарт понятен за рубежом?
Если художнику есть что сказать и он/она может ясно и образно это выразить, то национальность не имеет значения. Язык образов – это общий для всех язык.
Работы художников проекта "Функция напоминания" отдаленно отсылают к модной нынче теме селфи, это ведь тоже некий портрет личности. С видео работать сложнее, чем с фото?
Я бы не стала сравнивать: фото или видео, живопись или графика. Это разные медиа, и работают с ними художники по-разному. Видео – это искусство движущихся образов, фотография – застывший момент жизни. Вопрос в том, как художник ставит перед собой задачу и воплощает задуманное, мыслит он картинами, развивающимися во времени, или фиксирует статичное изображение. Селфи отсылают к автопортрету, можно его и так назвать, он же self portrait. Название не имеет значения, главное, что получилось.
Вы являетесь организатором и основателем московского международного видеоарт фестиваля "Сейчас&Потом". Какова идея и цель проекта? Кто в составе участников? И главное, что ждет зрителя в новом сезоне?
Международный фестиваль видеоарта "Сейчас&Потом" проходит в Москве с 2011 года. Он проводится ежегодно на основе открытого приема заявок. Его главная задача – дать возможность видеохудожникам со всего мира встретиться (пусть и виртуально) в Москве, на площадке одного из московских музеев, где фестиваль проходит в течение нескольких недель, и показать свои работы широкой аудитории. Как всегда, будет много интересных работ из разных стран, созданных за последние три года. В этом году мы получили 1046 заявок от художников из 67 стран, чуть больше, чем в прошлом году. Больше всего пришло заявок из России, далее идут США, Англия, Германия, Италия, Испания, Польша, Франция, Канада, страны Латинской Америки.
Охотно ли наш зритель посещает выставки видеоарта? Что он может там увидеть и понять?
Видеоарт для многих российских зрителей остается непривычным жанром, хотя он существует уже 50 лет. Поэтому аудитория проектов видеоарта меньше, чем выставок, где представлены более "традиционные" виды искусства. Видеоарт требует, чтобы ему уделили время, посмотрели каждую работу от начала до конца. Мы же не смотрим картины частями. А видеохудожник реализует свой замысел не только в пространстве, но и во времени. Зрители на выставке попадают в пространство длящегося диалога с художником. Даже можно сказать, бесконечного диалога, потому видеоработа, едва закончившись, начинается снова. И если художник втянул вас в свой мир, вы можете находиться там сколь угодно долго.
Чем принципиально видеоарт отличается от кино, телевидения, документального кино?
Телевидение – это индустрия, объединяющая самые разные визуальные продукты, и сравнивать его с видеоартом, мне кажется, некорректно. Между видеоартом и кино в современном мире нет четких границ. Художник – это тот человек, который решает, к какому жанру относится его/ее работа. Если он/она видит свое произведение как видеоинсталляцию – это видеоарт. Если он/она считает, что это фильм и его надо показывать в кинотеатрах, – это кино.
Новые технологии как-то меняют жанр современного искусства, с которым Вы работаете? И насколько это плохо или хорошо?
Новые технологии дают художникам новые возможности и расширяют наше восприятие: мы привыкаем к интернет-технологиям, голографии, мультимедийности, интерактивности и многому другому. Потом появится что-то еще, о чем мы пока не догадываемся. И это прекрасно! Чем больше инструментов и возможностей у художника, тем интереснее и разнообразнее поле искусства. Там органично уживаются живопись и инсталляция, графика и сайенс-арт, фотография и видеоарт, привлекая все более широкую зрительскую аудиторию.
|